1. Субъекты обложения должны уплачивать налоги, пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства.
2. Затраты на администрирование налога должны быть минимальными.
С первого взгляда налог на дальнобойщиков удовлетворяет первому принципу. Дальнобойщики ездят по дорогам, изнашивают их, и поэтому должны платить на ремонт и новое строительство.
Но есть одна особенность, на содержание дорог уже в настоящее время собираются:
1. Транспортный налог. Платят все владельцы транспортных средств в зависимости от мощности двигателя.
2. Акциз на бензин.
Платят данные налоги все, и владельцы легковушек, и владельцы грузовиков. Износ дороги от грузовика выше, чем от легковушки, но и бензина потребляет он больше, особенно груженный.
Пропорционален ли обьем сжигаемого бензина вреду приносимого дорогам? Да! Но может у сверхтяжелых грузовиков нагрузка на полотно выше, чем обьем сжигаемого бензина? Возможно, но я таких исследований не нашел.
Теперь по второму пункту.
В 2013 году в РФ было собрано налогов 13 трлн. руб. Затраты на их сбор: 114 млрд руб.
То есть издержки на налоговое администрирование составили 1% от суммы.
А что же система "Платон"?
Оператором системы является компания «РТ-Инвест транспортные системы», 50 % в которой принадлежит Игорю Ротенбергу[5], 50 % — государственной корпорации «Ростех»[6] Вознаграждение оператора составляет 25 % от собранных средств плюс компенсация расходов на оборудование.
25% и 1% - чувствуете разницу?!
С таким процентом не удивительно, что сразу же присосался Ротенберг.
Вывод. Существование сбора за проезд возможно, но только если затраты на его администрирование не превысят 1-3%.
Если невозможно, то его нужно отменять и пополнять дорожные фонды другими средствами, если в них действительно не хватает денег. Как-то через комбинацию транспортного налога и акциза.