gerat (gerat) wrote,
gerat
gerat

Category:

Феминизм и 8 Марта

В связи с Женским днем 8 Марта в сети возникали дискуссии спровоцированные утверждением, что современные традиции празднования 8 Марта в России, а также в позднем СССР, напрямую противоречат идеям, заложенным в праздник матерями-основателями, социалистками Розой Люксембург и Кларой Цеткин. Мол, современный праздник направлен на обожествление женщины, подчеркивании ее природного начала, красоты, материнства и т.д. А основатели, как феминистки, как раз выступали за равенство женщин и отрицатели всю эту сексисткую шелуху с цветами и подарками.

Я попытался разобраться и выяснилось следующее:
Феминизм, как набор взглядов и взглядов неоднороден и историчен. Проблемы, которые поднимали феминистки в 19 веке, и в 21 веке, практически не совпадают.
В 19 веке активисты женского движения боролись за свои: имущественные, избирательные, социальные права. Ведь в то время в Европе женщина была лишена многих имущественных прав!! Также по своим целям отличались феминистки различных стран. Например, проблемы женщин России и Европы часто не совпадали. Покажется удивительным, но положение женщины в России в 19 веке было лучше, чем у европейских и американских. Избирательные права для россиянок не были актуальны по причине их отсутствия у мужской части, а имущественные права были защищены намного лучше, чем на "цивилизованном" Западе:

Отметим, что правовое и в особенности имущественное положение массы россиянок — в отличие от их западноевропейских современниц — было весьма прочным — а потому перед русскими женщинами стояли не столько задачи борьбы за фиксацию того или иного права или привилегии в законах, сколько за то, чтобы многое из предписанного и написанного выполнялось. В любой русской семье — согласно писаному праву — жена имела права владения своим личным имуществом, имела собственнические права в отношении не менее чем седьмой частьи движимостей и 1/4 части недвижимого имущества семьи, если оставалась вдовой. Лишь в области наследственных прав существовал ряд ограничений, хотя даже дочери также имели право на фиксированную часть наследства. Перечисленных прав у европейских женщин того же времени либо вообще не существовало, либо они были меньшими
http://anthropology.ru/ru/text/pushkaryova-nl/u-istokov-russkogo-feminizma-shodstva-i-otlichiya-rossii-i-zapada#ref-1-1

Также в русском феминизме не было противопоставления себя мужчине.
Но с другой стороны именно в русском феминизме на ранней стадии проявилась борьба против стереотипных социальных ролей:

Почитание женщины как воплощения женственности на Западе было несравненно большим, чем в России, но это почитание было «духовным гетто», как выразилась одна из российских «равноправок» А. Тыркова. Почитание и восторги в адрес женщин она назвала «шелковыми силками», которые удерживали женщин на привычных социальных ролях (соблазнительницы, жены, домохозяйки). Поэтому «освобождение женщины» прочитывалось в России как освобождение от стереотипных социальных ролей (тема, появившаяся в западном феминистском движении только в годы «второй волны», в 60-е гг. XX в.)

В 60-е годы 20 века, более через полвека после учреждения праздника 8 Марта,когда женщины получили равные с мужчинами избирательные, имущественные и социальные права феминизм фактически приобрел те черты, с которыми ассоциирует эту идеологию современный человек.
Кстати, во время "второй волны" феминизма в конце 70-х/80-х годах это движение накрыли так называемые "сексуальные войны между феминистками". Вы что-нибудь слышали о них?:-) Боролись Anti-pornography feminism и Sex-positive feminism.

Что же касается учредителей 8 Марта, они вообще представляли марксистский феминизм, поднимавший вопросы равенства оплаты труда и продолжительности рабочей недели. В той среде проблемы "шелковых силков" не существовало, по причине отсутствия шелка, как такового.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment