Вопрос. Можно ли человеку с нежным здоровьем сносить жестокость вашего климата?
Ответ. В России терпят от холода менее, нежели в Провансе. В теплых комнатах, в теплых шубах мы смеемся над трескучим морозом. В декабре, в генваре, когда во Франции небо мрачное и дождь льется рекою, красавицы наши, при ярком свете солнца, катаются в санях по снежным бриллиантам, и розы цветут на их лилейных щеках. Ни в какое время года россиянки не бывают столь прелестны, как зимою; действие холода свежит их лица, и всякая, входя с надворья в комнату, кажется Флорою.
Вопрос. Какое время в году бывает у вас приятно?
Ответ. Все четыре, но нигде весна не имеет столько прелестей, как в России. Белая одежда зимы наконец утомляет зрение, душа желает перемены, и звонкий голос жаворонка раздается на высоте воздушной. Сердца трепещут от удовольствия. Солнце быстрым действием лучей своих растопляет снежные холмы; вода шумит с гор, и поселянин, как мореплаватель при конце океана, радостно восклицает: «Земля!» Реки рвут на себе ледяные оковы, пышно выливаются из берегов, и самый маленький ручеек кажется величественным сыном моря. Бледные луга, упитанные благотворною влагою, пушатся свежею травкою и красятся лазоревыми цветами. Березовые рощи зеленеют; за ними и дремучие леса, при громком гимне веселых птичек, одеваются листьями, и зефир всюду разносит благоухание ароматной черемухи. В ваших климатах весна наступает медленно, едва приметным образом; у нас мгновенно слетает с неба, и глаз не успевает следовать за ее быстрыми действиями. Ваша природа кажется изнуренною, слабою; наша имеет всю пламенную живость юноши: едва пробуждаясь от зимнего сна, является во всем блеске красоты своей, и что у вас зреет несколько недель, то у нас в несколько дней доходит до возможного растительного совершенства. Луга ваши желтеют в середине лета, у нас зелены до самой зимы. В ясные осенние дни мы наслаждаемся природою, как другом, с которым нам должно расстаться на долгое время – и тем живее бывает наше удовольствие. Наступает зима – и сельский житель спешит в город пользоваться обществом.
- Карамзин об отечественном климате
Вообще эти рассуждения очень похожи на туриста - наверно, если бы кто завёз Карамзина на Крайний Север посмотреть на северное сияние и прогуляться в -55, он тоже получил бы живые впечатления. Но вот жить и работать, "заниматься бизнесом" в таких условиях сложно.
Edited at 2018-08-09 06:33 pm (UTC)
Все-таки грабеж Москвы и населения в прочих местах дал довольно большие запасы тёплых вещей. Но некоторые товарищи думали, что лучше нести награбленные драгметаллы и ценные предметы, чем тулуп или шубу.
Edited at 2018-08-09 08:23 pm (UTC)
у русских тоже :)
Итак, во все время шествия французской армии от Москвы до Березины, то есть
в течение двадцати шести дней, стужа, хотя и не чрезвычайная (от двенадцати
до семнадцати градусов), продолжалась не более трех суток, по словам
Шамбре, Жомини и Наполеона, или пяти суток, по словам Гурго.
Между тем французская армия при выступлении своем из Москвы состояла, по
списку французского главного штаба, отбитому нами во время преследования,
из ста десяти тысяч человек свежего войска, а по словам всех историков
кампании, представляла только сорок пять тысяч по прибытии своем к берегам
Березины. Как же подумать, чтобы стодесятитысячная армия могла лишиться
шестидесяти пяти тысяч человек единственно от трех- или пятисуточных
морозов, тогда как гораздо сильнейшие морозы в 1795 году в Голландии, в
1807 году во время Эйлавской кампании, продолжавшиеся около двух месяцев
сряду, и в 1808 году в Испании среди Кастильских гор, в течение всей зимней
кампании, скользили, так сказать, по поверхности французской армии, не
проникая в средину ее, и отстали от ней, не разрушив ни ее единства, ни
устройства?
Edited at 2018-08-10 04:16 pm (UTC)