Предприятие «Рассвет» — сельскохозяйственная гордость Ставропольского края: у него, как рассказывают местные рабочие, своя земельная площадь свыше 2 тыс. га, а еще свыше 4,7 тыс. га земли находится в аренде. С 2001 года здесь занимались в основном растениеводством, но с 2015-го ситуация поменялась: сначала засадили яблонями 114 га, потом — еще 62 га... А в этом году — буквально в октябре — уже сняли первый урожай яблок сортов «фуджи», «гренни смит», «голден делишес».
Медведев интересовался чьего производства холодильники используются в саду. Но почему-то он не обратил на главное: чьи яблоки они начали выращивать.
А ведь это попсовые сорта сомнительного качества, которыми завалены все супермаркеты.
В Америке такой подход фактически привёл к отсутствию выбора нормальных яблок у потребителя:
Дэвид Бедфорд: Супермаркеты ограничили прейскурант яблок. Они брали только те сорта, которые хорошо хранились, хорошо переносили перевозку и хорошо выглядели. И постепенно фермеры стали выращивать только эти сорта. Появилась индустрия монокультур. Это было выгодно коммерческим садоводствам, но плохо для покупателей - их выбор был ограничен. Трудно поверить, но к 60-м годам в супермаркетах осталось всего три сорта(!): Красный вкусный, Жёлтый вкусный и Макинтош. К тому же монокультура в саду привела к монокультуре на столе. Я вырос на невкусном яблоке под названием Красный вкусный. Дети в школе любили меняться завтраками, но яблоки абсолютно не котировались. И я их не любил – до тех пор, пока в университете один студент не привез из дома мешок местных яблок. Только тогда я понял, чего лишён. Но Красное вкусное долго было чемпионом: большое, красное, хрустящее. Считалось, что это всем должно нравиться.
Марина Ефимова: Яблочный ренессанс начался лишь в последние десятилетия: покупатели, наконец, взбунтовались и показали, что им мало иметь одно красное яблоко, одно желтое и одно зеленое. Они стали ездить на фермы и рынки и покупать местные сорта. Тогда супермаркеты заволновались. Теперь в них уже – по 6-7 сортов яблок.
Тут надо добавить, что индустрия монокультур плоха не только для покупателя, но и для яблока: она делает яблоко уязвимей для болезней и насекомых. Если такой сад поражает болезнь, то сразу все деревья – потому что они все одинаковые. Чтобы этого избежать, садоводы опрыскивают яблони пестицидами – что и само по себе плохо, но, главное, - насекомые и микробы всегда опережают химиков, приспосабливаясь к их ядам. И появилась новая методика выведения новых сортов яблок – генная инженерия. В 1999 г. два американских ботаника-генетика – Олдвинк и Форслайн – отправились на охоту за генами - на родину яблока, в Казахстан. Рассказывает Хёрб Олдвинк в фильме «Ботаника желания»
А ведь нашими селекционерами выведены сотни местных вкуснейших сортов.
Кстати, если хотите ознакомиться с их многообразием и вспомнить вкус настоящего яблока советую сходить в эти выходные на фестиваль науки в Ботанический Сад МГУ, где местные ученые будут представлять результаты своих трудов:
http://botsad.msu.ru/news/view.php?ID=183