Нашел ролик о встрече Лихачева в телезрителями в Останкино.
Благообразный ученый в очках, в коричневом костюме-тройке рассказывает:
1. О важности научного подхода и для технарей, и для гуманитариев.
2. Об этических началах в науке и экономике.
3. О важности памяти о прошлом.
4. О том, что современные советские писатели не хуже писателей 19 века.
Благодать полная.
На 43 минуте записка из зала
- Есть ли в современном обществе примеры бережного отношения к памятникам, к памяти, к культуре?
Лихачев аж просветлел:
- Ой такой пример у меня как раз есть.
Начал рассказывать о работе второго секретаря Пензенского обкома Мясникова Георга Васильевича. О том, как он восстанавливает памятники в области, создает новые музеи. «деятельность таких людей имеет не только нравственно-воспитательный, но и экономический эффект… Потому что люди начинают любить свой край, свою область, свой город, своё село. Там образцовый порядок с памятниками культуры. И отъезд из этой области прекратился. …это очень трудно учитываемый эффект, но эффект совершенно определённый… Нужны привязанности в нашей жизни. Эти привязанности играют колоссальную роль»
Мне стало интересно. Что за человек такой был Мясников Г.В., чем занимался в Перестройку, после распада СССР. Нашел статью в Википедии.
Да, Мясников очень активно занимался культурным строительством в Пензе. При нем были открыты музеи:
Музей-читальня Ильи Ульянова (1970) в Пензе;
Музей народного творчества в Пензе (1975);
Музей советского писателя Александра Малышкина в Мокшане (1977) ;
Музей советского нейрохирурга Николая Бурденко в Пензе (1976);
Музей и памятник русского писателя Александра Куприна (1981) в Наровчате;
Музей-театр Всеволода Мейерхольда (ныне — Центр театрального искусства «Дом Мейерхольда») в Пензе (1984);
Литературный музей в Пензе (1989);
Музей русского историка Василия Ключевского в Пензе (1991).
Множество памятников, мест отдыха, театров и так далее.
Был на хорошем счету не только у центрального партийного руководства, но и у интеллигенции. О нем хорошо отзывался Вознесенкий, Распутин, Проскурин и так далее.
Узнаю, что Мясников после Пензы назначается первым заместителем председателя Советского фонда культуры. Была такая организация в Перестройка. А председателем фонда был тот же Д.С.Лихачев.
Ну думаю, они видимо вместе хорошо поработали на благо культуры.
А оказалось....
Мясников довольно быстро разочаровался в Лихачеве, его стиле удаленного руководства из Ленинграда, да и просто в человеческих качествах.
Сперва Мясников все списывал по пожилой возраст Лихачева. Потом узнал, что Лихачев недоволен тем, что его не берут в загранкомандировки вместе с Горбачевым.
В 200-е были изданы дневники Мясникова и из них можно почерпнуть много интересно.
В начале 1992, после развала СССР, на фоне общего безденежья, Мясников был вынужден хлопнуть дверью и ушел из фонда.
Вот как он писал в конце
13 февраля. Еще в понедельник появились слухи, что в Москву приезжает Д.
Лихачев и хочет встретиться с аппаратом Фонда (вероятно, критику И.Н. Вороновой
передали в деталях). Мне никаких звонков и сообщений, да уже и неинтересно. Не
поехал на вокзал встречать. […]. Сколько ради личного тщеславия внес мути,
сколько нервов отнял! И ни слова благодарности. Говорит, что верующий. Не верю!
Говорят, что интеллигент. Не получается! Маска, за которой скрывается мелкий
обыватель, питерский мещанин, склочник. К сожалению, это окончательный вывод
о его внутреннем содержании