Categories:

Финансовые аспекты отмены крепостного права

Почитал давеча немного про финансовую составляющую отмены крепостного права и поразился насколько царь и дворяне обули русский народ..

От завышения стоимости выкупной земли, которую считали от размера ежегодного оброка, а не рыночной стоимости (продуктивных свойств), % ставки за кредит, до перекладывания долгов помещиков на крестьян.

Например, общеизвестно, что почти 2/3 поместий до 1861 года было заложено в банках тех времен (Сохранной казне и так далее). Расчет выплат помещику проходил по следующей схеме: Ежегодный оброк*16.67 — Долг помещика.

А что происходило, если долг помещика перед Сохранной казной вдруг оказывался выше стоимости оцененной земли? Правильно!! Эта разница вешалась на  крестьян. То есть помещик взял в долг, промотал деньги, а возвращать должен крестьянин. С дворянина — взятки гладки.

Также очень глупы звучат рассуждения Ключевского в его лекции LXXXVI, кочующие на различным учебникам и википедиям:

Я сказал, что, по Х ревизии, в Европейской России было 103 тыс. дворянских имений, в которых значилось 10,5 млн ревизских душ мужских. С 1859 г. состояло в залоге с лишком 44 тыс. имений с 7 млн ревизских душ с лишком, т. е. в залоге — больше двух третей дворянских имений и две трети крепостных крестьян, т. е. закладывались преимущественно густонаселенные дворянские имения. Долга на этих заложенных имениях числилось в 1859 г. свыше 450 млн руб.

Надо вспомнить все приведенные цифры, для того чтобы видеть, как постепенно сами собой дворянские имения, обременяясь неоплатными долгами, переходили в руки государства. Если бы мы предположили вероятность дальнейшего существования крепостного права еще на два-три поколения, то и без законного акта, отменившего крепостную зависимость, дворянские имения все стали бы государственной собственностью.

Странно, что с таким пониманием вопроса, Ключевскому дали звание академика.

Хотя Сохранная казна, куда помещики закладывали поместья действительно принадлежала государству, основные финансовые ресурсы в этот банк принесли частные вкладчики. Фактически поместья переходили от помещиков в руки  буржуазии, а никакого не государства. Государство конечно могло прибрать в свою собственность поместья обанкроченных дворян, но при этом откуда-то должно было взять ресурсы на выплату вкладчикам Сохранной казны, а таких денег у государства не было. Более того, к концу 1850-х годов Сохранная казна из-за неплатежей дворян сама потеряла капитал и подошла к банкротству.

Летом 1859 года вкладчикам предложили реструктурировать вклады в долгосрочные ценные бумаги.

Проще говоря, дворяне и царь к 1861 году просто разорили Россию и само «освобождение крестьян с выкупом» позволило еще протянуть паразитирующему сословию несколько десятков лет.

Кстати, про некрепостных крестьян. Некоторые любители «скреп» описывая отмену крепостного права любят упомянуть: «Ну так крепостных крестьян было меньше половины в стране». Но почему-то не говорят, что эти некрепостные крестьяне после 1861 года выкупали землю на тех же кабальных условиях, что и крепостные. Разве что не было такого издевательства, как «помещичьи клинья».

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded