Сценарии будущего для России В.В. Ильин, доктор философ ских наук
Весной 2008 года Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования при Отделении общественных наук РАН провел семинар "Глобализм и цивилизационная идентичность России".
За прошедший 4 года некоторые проблемы, освещенные в докладе философа Виктора Васильевича Ильина перестали быть актуальными, но большинство только обострились:
Предлагаю ознакомиться с некоторыми тезисами:
"Миссионизм. Идея державного задания, поручения, надмирного назначения России красной нитью проходит сквозь
отечественную культуру, беря истоки в идее киевского духовного лидера Илариона об особой роли «свежего духа»
русского народа, на который после крещения снисходит божественная благодать. Вследствие «этого» настойчиво требу-
ют разрешения многоразличные порывы обрести приветную долю в спасении то славянства, то Европы, то мира.
«Люди склонны забывать, что именно неожиданное чаще всего сбывается в истории», — замечает Брюсов. Стремление
преодолеть реалии «призванием» дает толчок многим самым неожиданным последствиям, среди которых — любовь к
дальнему; близорукое самопожертвование во имя очередного «чего-то такого»; торжество революционной «стихии без-
умия»; неуважение к минувшему; учение собой; смотрение из вечности; прибегание к отчаянным средствам; баррикад-
ное мышление; взвинченность гражданского воображения;культовость политических союзов; право судить других; не-
уважение к человеческому достоинству и прочая, и прочая, и прочая.
В итоге — пренеприятнейшие явления:
Рычаг преодоления такого рода несообразий хорошо известен. Это — критика, основной пафос которой — «негодо
вание», основное дело — «обличение» (Маркс). Негодующая и обличающая критика — именно она освободит нас, нако
нец, от плена ложных идей, опрокинутых жизнью мертвых принципов."
За прошедший 4 года некоторые проблемы, освещенные в докладе философа Виктора Васильевича Ильина перестали быть актуальными, но большинство только обострились:
Предлагаю ознакомиться с некоторыми тезисами:
"Миссионизм. Идея державного задания, поручения, надмирного назначения России красной нитью проходит сквозь
отечественную культуру, беря истоки в идее киевского духовного лидера Илариона об особой роли «свежего духа»
русского народа, на который после крещения снисходит божественная благодать. Вследствие «этого» настойчиво требу-
ют разрешения многоразличные порывы обрести приветную долю в спасении то славянства, то Европы, то мира.
«Люди склонны забывать, что именно неожиданное чаще всего сбывается в истории», — замечает Брюсов. Стремление
преодолеть реалии «призванием» дает толчок многим самым неожиданным последствиям, среди которых — любовь к
дальнему; близорукое самопожертвование во имя очередного «чего-то такого»; торжество революционной «стихии без-
умия»; неуважение к минувшему; учение собой; смотрение из вечности; прибегание к отчаянным средствам; баррикад-
ное мышление; взвинченность гражданского воображения;культовость политических союзов; право судить других; не-
уважение к человеческому достоинству и прочая, и прочая, и прочая.
В итоге — пренеприятнейшие явления:
- комплекс Эдипа — люди оказываются заложниками самосбывающихся пророчеств (в социуме прогнозы влияют на воплощение предсказаний);
- комплекс первопроходчества — люди оказываются заложниками извечного странничества по цивилизации.
Рычаг преодоления такого рода несообразий хорошо известен. Это — критика, основной пафос которой — «негодо
вание», основное дело — «обличение» (Маркс). Негодующая и обличающая критика — именно она освободит нас, нако
нец, от плена ложных идей, опрокинутых жизнью мертвых принципов."