http://www.vedomosti.ru/career/career-own/news/3365511/aktivisty_vyshli_na_ohotu
У любого здравомыслящего читателя такой заголовок может вызвать только недоумение. Ведь инвесторы - это те же самые акционеры компании. В статье это хэдж-фонды, покупающие акции на открытом рынке.
Выходит один акционер отнимает власть у другого акционера. Такая борьба собственников за власть, вроде BP и AAR в совместном предприятии ТНК-BP или Дерипаски и Потанина в "Норильском никеле".
Но в статье описывается совсем другая ситуация.
Ее правильно было бы назвать "Как акционеры отнимают власть у менеджмента". Стоп. Зачем акционерам отнимать власть у менеджмента, если они ее делегировали менеджменту? И власть акционер должен не отнимать, а просто передать другому наемному менеджеру. Простая рутинная процедура.
Почему же возникает такая борьба и такие драматические заголовки?
А возникают они по причине распространения на Западе феномена, как "публичная компания". У нас в России многие до конца не понимают, что она собой представляет. На первый взгляд кажется, что это открытое акционерное общество, часть акций которого торгуется на бирже и которое публикует отчетность по МСФО.
В РФ десятки тысяч акционерных обществ, сотни из них торгуются на бирже и публикуют отчетность по МСФО. Но они скорее являются "квазипубличными". У всех этих акционерных обществах существует основной владелец или группа партнеров. Мелкие акционеры - это или наследие массовой приватизации или IPO, которое проводилось основным владельцем в целях получения легального в западном понимании кэша и статуса, а также дешевого финансирования.
Но "публичная компания" на Западе - это совершенно другой институт. Это компания, которая фактически вышла из прямого контроля акционеров, и управляется так называемым Советом директоров. Обычно члены этого совета это настоящие или бывшие менеджеры других компаний, отставные политики. То есть то, что обычно называется истеблишментом.
Фактически "публичная компания" - это коллективная собственность всего истеблишмента с обратной связью посредством котировок акций.
Вот такие "публичные компании" и становятся мишенями акционеров одиночек. А процесс правильно назвать: "принудительная приватизация коллективной собственности истеблишмента"