Ну культурных предпосылок, как в приведенном примере с Абхазией, ни экономических предпосылок, как могло бы быть в случае с Западной Сибирью (ибо область глубоко дотационная), для сепаратизма в Калининградской области нет.
В кореспондент "Коммерсанта" только набросал набор бессвязных эмоций в стиле: В Европе чище и дешевле.
Вот только некоторая дешевизна в Европе является скорее следствием завышенного текущего курса рубля к евро.
А про чистоту... Как Москва мешает Калининграду навести порядок на территории Куршской косы???
Единственная реальная проблема - это транспортная оторванность области от остальной России. Кстати в свое время развивался проект KD-avia по организации хаба по перевозке пассажиров из России в Европу через Калининград. Проект очень интересный.
Решалось сразу несколько проблем:
1. Связь Калининграда напрямую со городами России, а не только Москвы и Санкт-Петербурга.
2. Переброска транзитного пассажиропотока из перегруженной Москвы в другой город.
3. Развитие самого западного региона Москвы.
При этом проект имел экономическое обоснование: более низкие зарплаты в Калининграде на летный состав и бортпроводников, льготы по ввозу самолетов.
Но проект обанкротился во время кризиса 2008-2009, во многом конечно из-за непродуманного управления собственников.
Но в настощее время вполне возможно было бы этот проект возобновить с госудаственной поддержкой. Уж это намного эффективней некоторых бездумных трат правительства.
P. S. В конце 200-х я бывал в этом западном анклаве России. У меня даже была знакомая калининградка, литовка по национальности. У ней все родственники в Литве. Когда я узнал про национальность, то первым вопросом было: "А почему ты не примешь литовской гражданство, и не уедешь в Литву". Так ответ был такой: "А что там делать? На протяжении 10-ти лет там все одно и то же. А у нас развитие"