расказанную Шамфором:
Царь Петр I, будучи в Спичхеде, пожелал посмотреть, что за штука килевание, которому подвергают провинившихся матросов; однако в порту не нашлось никого, кто заслуживал бы подобного наказания.
- Возьмите кого-нибудь из моих людей, - предложил Петр.
- Государь, - возразили ему, - ваши люди находятся в Англии - следовательно, под защитой закона.
Рассказывая анекдот сей, Шамфор преследовал цель двоякую. Во-первых, продемонстрировать торжество Европейского Закона над Азиятским Произволом. Во-вторых, противупоставить Европейский гуманизьм Азиятской же свирепости и жестокости. С теми же целями этот анекдот пересказывается поколениями интеллигентов, алкающих гражданского опчества.
Нравственный пример анекдота несколько ослабляется знакомством с историческими фактами. При дщери Петра смертная казнь была отменена, а вот у просвещенных мореплавателей продолжало практиковаться не только килевание, но Повешение, потрошение и четвертование (в одном флаконе, а не три разных казни):
приговорённых привязывали к деревянным салазкам, напоминавшим кусок плетёной изгороди, и протаскивали лошадьми к месту казни, где последовательно вешали (не давая задохнуться до смерти), кастрировали, потрошили, четвертовали и обезглавливали.
Последний раз этот акт гуманистического правосудия был совершен в 1820 году. Зато в России в это время живых людей продавали.
Царь Петр I, будучи в Спичхеде, пожелал посмотреть, что за штука килевание, которому подвергают провинившихся матросов; однако в порту не нашлось никого, кто заслуживал бы подобного наказания.
- Возьмите кого-нибудь из моих людей, - предложил Петр.
- Государь, - возразили ему, - ваши люди находятся в Англии - следовательно, под защитой закона.
Рассказывая анекдот сей, Шамфор преследовал цель двоякую. Во-первых, продемонстрировать торжество Европейского Закона над Азиятским Произволом. Во-вторых, противупоставить Европейский гуманизьм Азиятской же свирепости и жестокости. С теми же целями этот анекдот пересказывается поколениями интеллигентов, алкающих гражданского опчества.
Нравственный пример анекдота несколько ослабляется знакомством с историческими фактами. При дщери Петра смертная казнь была отменена, а вот у просвещенных мореплавателей продолжало практиковаться не только килевание, но Повешение, потрошение и четвертование (в одном флаконе, а не три разных казни):

приговорённых привязывали к деревянным салазкам, напоминавшим кусок плетёной изгороди, и протаскивали лошадьми к месту казни, где последовательно вешали (не давая задохнуться до смерти), кастрировали, потрошили, четвертовали и обезглавливали.
Последний раз этот акт гуманистического правосудия был совершен в 1820 году. Зато в России в это время живых людей продавали.